Фрагмент для ознакомления
2
1. Президентский контроль в сфере государственного управления
Президентский контроль в сфере госуправления осуществляется в форме непосредственного контроля Президента РФ и президентского контроля через специальные структуры .
Первая форма наиболее полно реализуется в области кадровой политики. Так, по представлению председателя правительства Российской Федерации глава государства назначает заместителей председателя, министров, руководителей федеральных служб, высшего командования Вооруженных Сил и иных руководителей федеральных органов исполнительной власти. В дальнейшем на регулярной основе Президентом проводятся личные встречи с этими, назначенными им лично, руководителями, где он заслушивает представляемые ими отчеты о деятельности подведомственных им министерств и ведомств. Президент может не только присутствовать, но и председательствовать на заседаниях правительства Российской Федерации. Это позволяет ему контролировать правильность и необходимость решений правительства по важнейшим вопросам управления страной. Кроме того, глава государства вправе отменять распоряжения или постановления правительства в случае, если они противоречат Конституции РФ, и принимать решения об отставке самого правительства.
Важную роль в осуществлении в нашей стране президентского контроля играет аппарат Администрация Президента. Она действует на основании Постановления от 06.04.2004 № 490 (в редакции от 03.12.2013). Её сотрудники в рамках своих полномочий осуществляют контроль и проверку исполнения федеральных законов, распоряжений и указов Президента РФ. Также в компетенции работников президентской администрации находятся вопросы кадрового обеспечения, государственной службы и госнаград. Сотрудники этого подразделения готовят для руководства страны предложения по подбору и назначению лиц на руководящие должности в системе органов исполнительной власти.
Контрольное управление Президента Российской Федерации, являясь структурным подразделением Администрации Президента, также активно осуществляет свои контрольные полномочия. Оно осуществляет свою деятельность с первых дней существования Администрации Президента, созданной 19 июля 1991 года.
Контрольное управление организует и проводит проверки и иные контрольные мероприятия, рассматривает отчеты об исполнении поручений Президента Российской Федерации и готовит предложения о снятии с контроля или продлении сроков исполнения этих поручений, осуществляет контроль за деятельностью самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации по поручению Президента РФ или руководителя его Администрации, по поручению руководителя администрации президента контролирует исполнение бюджета администрации президента Российской Федерации, координирует деятельность по вопросам контроля полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, а также выполняет руководство данной деятельностью, участвует в предупреждении и устранении выявленных нарушений, готовит материалы для ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, изучает опыт работы контролирующих органов зарубежных стран.
Контрольное управление Президента Российской Федерации:
- контролирует и проверяет ход исполнения федеральными органами власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями федеральных законов (в части, относящейся к полномочиям Президента Российской Федерации, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации;
- контролирует и проверяет исполнение поручений Президента Российской Федерации и руководителя Администрации Президента Российской Федерации;
- проверят ход реализации национальных проектов;
- контролирует выполнение ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ, бюджетных посланий Президента Российской Федерации и других программных документов Президента РФ;
- информирует Президента Российской Федерации и руководителя Администрации Президента Российской Федерации о результатах проверок и готовит на их основе предложения по предупреждению и устранению выявленных нарушений.
Для осуществления задач и функций Контрольного управления Президента Российской Федерации его сотрудники могут:
- создавать специальные комиссии с привлечением работников аппарата полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, работников правоохранительных и контролирующих органов.
- присутствовать на заседаниях Правительства РФ, коллегиях федеральных органов исполнительной власти, а также на заседаниях по вопросам контроля, проводимых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;
- предлагать Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации привлечь того или иного государственного служащего к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации, а также о временном отстранении от исполнения служебных обязанностей государственного служащего, совершившего служебный проступок;
- вызывать должностные лица для дачи устных и письменных объяснений по поводу неисполнения или ненадлежащего исполнения федеральных законов (в части, относящейся к полномочиям Президента Российской Федерации, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных постановлений Президента Российской Федерации;
- направлять в органы прокуратуры РФ, следственные органы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности и иные государственные структуры материалы о нарушениях, выявленных в результате проверок;
- запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также как от организаций и должностных лиц;
- пользоваться банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;
- привлекать ученых и специалистов для выполнения отдельных работ, в том числе на договорной основе.
При осуществлении своих функций Контрольное управление Президента Российской Федерации взаимодействует с аппаратами Совета Федерации, Правительства и Госдумы РФ, аппаратами Конституционного, Верховного и Арбитражного судов Российской Федерации, с Центральной избирательной комиссией, Генпрокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом при прокуратуре РФ, Счетной палатой, с аппаратом полпредов, а также с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, контролирующими органами иностранных государств.
Начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации назначается на должность и освобождается от неё Президентом Российской Федерации по представлению руководителя Администрации Президента Российской Федерации. В его компетенцию входит распределение служебных обязанностей между заместителями начальника Управления, референтами и начальниками управлений, принятие решений о снятии контроля или продлении сроков исполнения поручений Президента РФ, внесение предложений о заключении договоров по поручению Администрации Президента Российской Федерации с научно-исследовательскими организациями и специалистами для проведения работ по вопросам, отнесенным к ведению Контрольного управления Президента Российской Федерации, издание приказов о работе своего ведомства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (в ред. от 5.02.2014 г.).
2. Указ Президента РФ от 08.06.2004 г. № 729 «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации» (в ред. от 14.01.2011 г.).
3. Указ Президента РФ от 06.04.2004 г. № 490 РФ «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» (в ред. от 3.12.2013 г.).
4. Указ Президента РФ от 13.05.2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (в ред. от 21.03.2014 г.)
5. Агапов А. Б. Административное право. Учебник для бакалавриата и магистратуры. В 2-х томах. Том 1, 2. - М.: Юрайт, 2019.
6. Административное право Российской Федерации. Практикум. / под ред. Алехин А. П. - М.: Зерцало, 2020.
7. Административное право. Практикум. Учебное пособие для академического бака-лавриата. / под ред. Конин Н. М., Маторина Е. И. - М.: Юрайт, 2019.
8. Алексеев И. А., Станкевич Г. В., Цапко М. И., Свистунов А. А., Белявский Д. С., Ха-бибулина О. В. Административное право. Учебник. - М.: Проспект, 2020.
9. Волков А. М. Административное право России. Учебник. - М.: Проспект, 2019.
10. Деменкова Н. Г., Стариков И. Ю., Игнатова М. С. Административное право в схемах и таблицах. Учебник. - М.: Проспект, 2019.
11. Конин Н. М., Маторина Е. И. Административное право. Учебник для бакалавриата и специалитета. - М.: Юрайт, 2019.
12. Осинцев Д. В. Административное право. Учебник для бакалавриата и специалитета. - М.: Юрайт, 2019.
13. Потапова А.А. Административное право. Конспект лекций. Учебное пособие. - М.: Проспект, 2020.